Обзор Android OS 3.0

6104bfdf63d6f74d792b5042a93

Планшетные компьютеры на базе мобильной операционной системы от Google начали появляться в 2010 году и в отличие от Windows 7-устройств ими заинтересовались многие пользователи, ищущие альтернативу iPad. Тем не менее, о серьезном противостоянии двух платформ говорить рано – разрыв между Apple iPad и всеми Android-планшетами по количеству произведенных и проданных устройств исчисляется десятками процентов. Поможет ли новая версия Google Android 3.0 изменить ситуацию?…

История разработки

О том, что Google собирается выпустить специализированную систему для планшетов, стало известно в середине 2010 года. До этого предполагалось, что производитель будет развивать последовательно свой продукт, делая его универсальным решением для всей мобильной электроники и даже бытовой техники.

Для примера вспомним телевизоры (Scandinavia от People of Lava, концепты от Sony и Samsung), телевизионные приставки (Google TV), стиральные машины и микроволновые печи (Touch Revolution), игровые приставки (Next Generation Portable от Sony и Xperia Play от SonyEricsson), плееры Blu-ray (Sony), велокомпьютеры (Pioneer), автомобили (концепты от General Motors и SAIC), и даже холодильники (Zipel e-Diary от Samsung).

Везде мы встречаемся с практически одинаковым интерфейсом системы, который виден нам и на 42-дюймовом экране, и на 2-дюймовой панели. Но если программной оболочкой в холодильнике или в СВЧ-печи мы пользуемся лишь время от времени, то в планшетах – новом виде мобильных устройств нам придется иметь с ней время почти постоянно.

Главный недостаток – неудачный интерфейс, который плохо масштабируется на разные разрешения, а также довольно сложен в управлении без специальных надстроек для неподготовленного пользователя.

Помимо реализации интерфейса Android OS, критика которого велась на протяжении всего 2010 года многими вендорами, вынужденными корректировать свои планы по выпуску продуктов, в старых версиях Android OS не была адекватно реализована поддержка современного аппаратного обеспечения, на котором работают планшеты. Речь идет о многоядерных процессорах, различных датчиках (гироскопах и пр.) и новейших видеоускорителях.

В итоге Google решила ускорить процесс разработки версии 3.0 Honeycomb и представила ее 2 февраля официально, проведя почти часовую презентацию функций системы на планшете Motorola XOOM (1-е фото).

Внешний вид

Как было сказано выше, самые существенные изменения в Android OS 3.0 относятся к пользовательскому интерфейсу. Многие вендоры планшетов переносили сроки выпуска устройств, не желая устанавливать в них оболочки собственной разработки, поскольку Google собиралась создать интерфейс, который сводил смысл установки таких надстроек в систему к нулю.

Это должно было также сделать более прогнозируемым график выпуска обновлений программного обеспечения для устройств.

В Android OS 3.0 весь интерфейс создан для планшетов, коммуникаторов и «суперфонов» с экранами сверхвысокого разрешения (сейчас есть устройства, где разрешение составляет 1024*600 пикселей выше). Google достаточно радикально доработала внешний вид оболочки, сделав систему больше похожей на «интерпретацию» системы QNX, которая появилась в планшете RIM PlayBook, с добавлением элементов из Google Chrome OS.

картинка

Интерфейс Android OS 3.0 построен на виджетах

В числе улучшений стоит отметить переработанный диспетчер задач, улучшенную панель уведомлений (надписи и иконки которой могут иметь разные шрифты, цвета и размеры и так далее), возможности тонкой настройки всех пяти домашних экранов, новые информационные виджеты и более высокий уровень интерактивности интерфейса.

картинка

картинка

Вариант отображения интерфейса на разрешениях суперфонов

В частности, разработчики Google переделали панель состояния, которая теперь может автоматически затемняться при переходе в полноэкранные приложения, например, при просмотре видео. В каждом приложении теперь отображается панель действий, через которую осуществляется доступ к дополнительным опциям меню, виджетам, настройкам и так далее.

картинка

Расширенная кастомизация домашних экранов

В Android OS 3.0 все пять домашних экранов стали независимыми друг от друга в части настройки отображаемых элементов. В частности, на каждом из них отображается специальная сетка из четырех разделов, на которые разделена площадь оболочки.

Разделы содержат виджеты, ярлыки к приложениям, собственные обои и другие интерактивные элементы. Кроме того, с каждого экрана можно будет открывать отдельное меню запуска приложений и панель поиска контента в Сети и в памяти устройства.

Работа с приложениями

Многозадачность в Android OS 3.0 являлась одним из ключевых преимуществ системы перед iOS в первые месяцы появления «гуглопланшетов» и до выпуска обновлений iOS осенью 2010 года. Тем не менее, конкурентное преимущество было реализовано не самым лучшим образом именно из расчета использования в планшетах – пользователь видел обычный диспетчер задач, как на коммуникаторе, с нескрываемыми иконками программ и неудобным переключением между ними.

Теперь же в Google Android 3.0 существенно переработан диспетчер задач и под все ярлыки программ создана специальная область в верхней части панели системных уведомлений. Соответственно, при нажатии на иконку запустится или завершится соответствующий свернутый процесс.

картинка

Диспетчер задач в Android OS 3.0

Все стандартные приложения системы претерпели обновление внешнего вида, чтобы использоваться на устройствах с экранами большого разрешения. Разработчикам теперь можно создавать «мозаичные» интерфейсы, состоящие из «фрагментов». Каждый такой «фрагмент» может взаимодействовать с себе подобным, объединяясь в новую оболочку и так далее – например, можно перемещать, удалять, добавлять и чередовать панели.

Каждое такое приложение остается интерактивным и быстро масштабируется на устройствах с разными разрешениями экранов. Заметим, что существующие приложения для Android OS (версий 2.x) имеют обратную совместимость с версией 3.0. Для этого их разработчикам потребуется только добавить единственный атрибут в файле описания, а сам код и графическое исполнение (несмотря на разницу в разрешениях экранов) можно оставить без изменений.

картинка

Адресная книга в Android OS 3.0

В Android OS 3.0 сделана ставка на различные интерактивные виджеты, которые могут быть не только дополнительными частями интерфейса приложений, но и самостоятельным элементом системы. В их числе появилась 3D-карусель иконок веб-сайтов, панель поиска, календарь и так далее.

Виджеты также могут отображать запущенный процесс в приложении в режиме реального времени. Работа с этими элементами теперь предполагает не простое перетаскивание по площади экрана, но и прокрутку, перевороты, отражения, сворачивание и распахивание и так далее.

картинка

Браузер с вкладками в Android OS 3.0

В стандартном веб-браузере реализован режим вкладок и взятый от Google Chrome режим приватного веб-серфинга, предполагающий использование браузера без сохранения следов веб-активности. Закладки и журнал посещений теперь объединены на отдельной вкладке и их можно синхронизировать с аккаунтом в Google и настольной версией Google Chrome.

Браузер поддерживает мультитач-управление не только на страницах, но и на интерактивных элементах (например, в JavaScript-элементах или в плагинах), умеет быстро масштабировать по размер экрана неоптимизированные сайты, например, приближать и отдалять выборочные области и так далее.

картинка

Оболочка камеры в Android OS 3.0

Обновление оболочки для камеры позволило реализовать в ней удобный интерфейс видоискателя с панелью с настроек фокуса, экспозиции, зума. Галерея, в свою очередь, позволяет просматривать отдельные фотографии или альбомы в полноэкранном режиме.

В оболочке записной книги теперь применяется двухпанельный интерфейс с быстрой кинетической прокруткой. В базе контактов появилась поддержка международных кодов (как в Skype) для упрощения набора номера.

Почтовый клиент стал тоже двухпанельным и напоминает аналогичное приложение на iPad. В нем есть поддержка групповых операций над цепочками писем, синхронизации вложений и помещения писем на виджеты для домашнего экрана (как было в HTC Sense) и расширена поддержка MS Exchange.

Управление

Планшетные компьютеры предъявляют повышенные требования к качеству исполнения виртуальных клавиатур. В случае с Android-планшетами в ряде моделей устанавливались сторонние разработки, например, Swype, однако смысла от их использования в Android Honeycomb практически нет.

Создатели системы серьезно переработали стандартную виртуальную клавиатуру — в ней появились более крупные кнопки, дополнительные клавиши (например, Tab, вызов меню выбора дополнительных символов, включения режима голосового распознавания), повысилась точность распознания нажатий. Поле ввода текста, одно из самых узких мест в системе, также видоизменилось.

картинка

Клавиатура в Android OS 3.0

В новой версии Android улучшено выполнение стандартных команд копирования и вставки текста – появились два ограничителя слева и справа, которые позволят определить границы копируемого фрагмента. Поле интегрировано с панелью действий, что позволяет, например, сразу отправлять выделенный кусок в строку поиска в Сети или в качестве сообщения в соцсети.

На панели действий теперь есть определенная область, на которой находится меню, эмулирующее нажатие на кнопку вызова Menu в ранних моделях планшетов. Она позволяет переключаться между приложениями. В современных же устройствах такой кнопки уже нет.

Коммуникации, производительность

Большинство планшетов, выпускаемых сейчас на рынок, представляют собой модели для мультимедиа-развлечений. Соответственно, планшет приобретается для чтения электронных книг, просмотра фотографий, веб-серфинга, игр и просмотра видео. Офисные задачи, например, ввод текста или доступ к корпоративным приложениям через Сеть, решаются гораздо реже. По этой причине создатели Google Android в первую очередь доработали мультимедиа-функции, относящиеся к обмену данными между совместимыми устройствами.

В частности, в системе теперь есть встроенная поддержка протокола MTP, позволяющего мгновенно синхронизировать данные с USB-устройств (камер, фотоальбомов, других планшетов, смартфонов) без необходимости монтирования самого устройства как съемного диска. Также улучшена поддержка внешних клавиатур – как USB, так и Bluetooth.

Программно Bluetooth работает с профилями A2DP и HSP, позволяя подключать различные аксессуары, а также управлять с их помощью самой системой. Wi-Fi-модуль приобрел более функциональную оболочку, позволяющую быстрее сканировать доступные сети. В системе также появилась функция подключения раздачи интернета через Bluetooth-соединение.

картинка

Android OS 3.0 ориентирована на мультимедиа

Мультимедиа-стек поддерживает потоковые трансляции через http-протокол – для этого достаточно указать адрес потока в плейлисте. Система также имеет поддержку разных типов DRM-защиты контента от нелегального воспроизведения и копирования. Из корпоративных функций в системе доработаны функции, относящиеся к работе с почтой, VPN и шифрованием соединений, а также реализована возможность применения криптографии для защиты данных в памяти устройства.

В новой версии Android OS 3.0 значительно улучшена поддержка современных чипов. Платформа поддерживает различные сложные графические эффекты (тени, изменения цветов, геометрические перемещения и так далее), аппаратно работает с OpenGL, что существенно улучшает быстродействие на аппаратном уровне в большинстве частей интерфейса и приложений. Есть аппаратная поддержка ускорения 2D-графики.

В системе есть и специальный движок Renderscript, отвечающий за обработку 3D как на основе стандартных API-системы, так и на особом платформенно-независимом языке разработки шейдеров в графике, используемом для максимальной производительности графической подсистемы. С его помощью можно создавать стереоэффекты для приложений, обоев домашних экранов, каруселей меню, вогнутых видеостен и так далее. Для этого разработчикам достаточно добавить одну строчку кода для того, чтобы задействовать эти функции ускорителя.

картинка

Игры на планшете Motorola XOOM

Android OS 3.0 поддерживает и многоядерные мобильные процессоры – в частности, референсными моделями планшетов на базе этой системы должны стать аппараты на двухядерных чипах Nvidia Tegra 250. Соответствующие изменения уже внесены в работу виртуальной машины Dalvik VM, библиотек Bionic и так далее, чтобы система могла поддерживать параллельные вычисления в приложениях. Как заверяют разработчики, прирост производительности будет заметен даже и в обычных программах, рассчитанных только на однопроцессорные системы.

Выводы

Google долго готовилась к релизу третьей версии Android OS (и фактически первой версии спецсистемы для планшетов), что можно почувствовать сразу после включения планшетного компьютера. Интерфейс системы стал более удобным и функционально насыщенным, при этом разработчикам удалось не повторить просчетов своих конкурентов в проектировке оболочек, как это, например, было у создателей Maemo. Фактически новая система от Google, вышедшая раньше ожидаемого времени и раньше конкурирующих продуктов от HP/Palm и MeeGo, может действительно улучшить положение Android OS на рынке планшетов и сократить разрыв с iOS.

Обзор Android OS 3.0 Обзор Android OS 3.0 Reviewed by Симонов И on 00:17 Rating: 5

Комментариев нет:

Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:

- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта

Технологии Blogger.