Пять главных фильмов «Кинотавра»

1370191638_0564.1000x800

Двадцать четвертый год подряд проходящий в Сочи конкурс «Кинотавр» будет доказывать, что российское кино существует. Для этого – «красная дорожка» (которая тут синяя), огромное количество гостей – приезжающих, уезжающих, успевающих загореть, обгореть, перегореть и решить массу деловых вопросов, – и целая армия журналистов, успевающих сделать все то же самое…

Из года в год обывательские стоны о том, что русское кино – дрянь, разбиваются о «Кинотавр», как черноморские волны о здешний пирс. Потому что «Кинотавр» даже в самые глухие годы, в 90-е, собирал по крупицам все то, что потом представляло российское кино, скажем так, в разрезе.

Не сказать, что сегодня есть где разгуляться, – кинобезвременье 90-х кончилось, но вместо него накатила мутная волна дребедени. Выбирать из нее – не самое благодарное занятие. Сейчас, когда твой успех на ниве кинематографа зависит от силы зубов и локтей, а также от наличия качественного смартфона, на который можно снять сюжет и назвать его фильмом, продираться сквозь толщу дилетантизма отборщикам все труднее.

И все труднее становится доказывать, что российское кино существует, – хотя бы потому, что все меньше и меньше остается у руля тех, кто еще понимает: кино – это не аттракцион, кино – это искусство, подчас нудноватое, мрачное, тоскливое. Его надо сидеть и смотреть, хотя иногда хочется, зевнув, уйти из душного зала к морю. Но нельзя – можно пропустить момент, когда вы с фильмом сделаете вдох в унисон и поймете друг друга. Наряду с тяжелой артиллерией артхауса есть и легкие зрительские, аттракционные киновиньетки, посмотреть которые на площадь под открытым небом перед Зимним театром Сочи стекаются сотни людей.

Так начинаешь верить, что российское кино существует.

«Роман с кокаином», Геннадий Сидоров

clip_image001

В ролях: Игорь Триф, Кирилл Плетнёв, Галина Звягинцева, Ксения Собчак, Владимир Яглыч, Наталья Коляканова и другие.

Режиссер Геннадий Сидоров не успел закончить этот фильм. В прямом смысле слова он положил на него жизнь – два года назад Геннадия не стало. Надорвался. Фильм закончили и теперь показывают на «Кинотавре» в качестве специального события.

В основе сюжета – одноименный роман Марка Леви, писавшего под псевдонимом Михаил Агеев, один из самых занятных и ярких произведений довоенной эмигрантской литературы. Пикантность романа еще и в том, что некоторые эксперты до последнего времени настойчиво приписывали авторство романа Владимиру Набокову.

Впрочем, не надеясь, что все эти штрихи действительно объяснят читателю повышенный интерес к новому фильму, пустим в ход тяжелую артиллерию: в фильме есть голая Ксения Собчак.

«Майор», Юрий Быков

clip_image002

В ролях: Денис Шведов, Ирина Низина, Илья Исаев, Юрий Быков, Борис Невзоров, Кирилл Полухин, Дмитрий Куличков.

Этот фильм был показан, и, кстати, вполне успешно, на минувшем Каннском фестивале в официальной программе. Конечно же, квасные патриоты в скором времени обрушатся на молодого режиссера – ну как же, заграница его приветила за то, что показывает ужасы нашего российского бытия. Даже заранее можно предугадать выражения, в которых автор будет клеймен, – «Западу нужна от нас только чернуха, вот он и выполняет заказ, а ребята со своим позитивным добрым кино никуда пробиться не могут».

Но фильм, при всей немалых своих огрехах, все-таки выдержан на приемлемом уровне – в нем есть сюжет, есть история, есть характеры, а главное – попытка рассказать о наших сегодняшних проблемах на своем, собственном, не вымученном и не скопированном, языке кино.

«Небесные жены луговых мари», Алексей Федорченко

clip_image003

В ролях: Сергей Трегубов, Юлия Ауг, Яна Есипович, Дарья Екамасова, Яна Троянова, Ольга Дегтярева, Александр Ивашкевич, Василий Домрачев, Ольга Добрина и другие.

Фильмы Алексея Федорченко – как легкое дыхание, как сказка, рассказанная на ночь доброй няней, полусон-полуявь. Такими были его предыдущие «Овсянки», такими же мифами из глубины веков приходят к нам его «Небесные жены». 23 новеллы о женщинах и о любви, не связанные между собой ни героями, ни сюжетом – лишь языком.

Все персонажи говорят на языке мари, действие (точнее – действия) происходит в марийской деревне. Двадцать три коротких истории – волшебных, смешных, наивных в своей веселой философии. Наибольший интерес у пытливого зрителя обычно вызывает сцена, в которой одна из героинь пытается накормить свое причинное место зернышками – оно, это место, начинает чирикать всякий раз, когда к героине пытается примоститься муж. Фильм дышит настоящей, не задрапированной гламуром и предрассудками сексуальностью, – этакий марийский «Декамерон».

«Труба», Виталий Манский

clip_image004

«Труба» – единственный документальный фильм в конкурсе нынешнего «Кинотавра». Режиссер Виталий Манский со своей съемочной группой проехали от Кельна до Нового Уренгоя, затем – на 150 километров за Полярный круг и обратно. Ехали вдоль газопровода, той самой «трубы», чтобы посмотреть, как живут люди вдоль трубы, как они ее видят и приносит ли она им счастье.

Некоторые члены съемочный группы не выдержали, вернулись раньше – не все готовы даже ради искусства ночевать в оленьих стойбищах. За сто дней группа проехала вдоль всей трубы, ставшей чем-то вроде связующей нити для двенадцати сюжетов, которые в результате Манский отобрал для фильма.

«Географ глобус пропил», Александр Велединский

clip_image005

В ролях: Константин Хабенский, Александр Робак, Елена Лядова, Евгения Брик, Анна Уколова, Агриппина Стеклова и другие.

Наверное, это самый ожидаемый фильм «Кинотавра». Может, потому, что от него ждут того же изящества, простоты мысли и наивной возвышенности образов, какими населен одноименный роман пермского писателя Алексея Иванова, одного из самых модных и талантливых современных российских писателей. История школьного учителя Виктора Служкина – это звенящий печалью рассказ о последнем романтике на Земле, невесть как оказавшемся в Богом забытой России, в не ведомой Богом Перми.

Наверное, ему надо было остаться где-то в XIX веке, в гусарском мундире с торчащей из петлицы розой, а он служит в рядовой пермской школе учителем географии, изрядно выпивает, ссорится с женой и, отчаявшись полюбить мир, влюбляется в школьницу. Сначала героя должен был играть Евгений Миронов, все говорили, что он идеально подходит для этой роли, но в конечном итоге утвердили Константина Хабенского. Может, потому, что у Хабенского такие же грустные глаза.

 

 

 

 

 

 


link
Похожие материалы:

Комментариев нет: