Снимаем пейзажи недорогим цифровым фотоаппаратом

00as98ke

К дешевым цифровым фотоаппаратам, с точки зрения пейзажной фотосъемки, относится основная масса покупаемых и продаваемых сейчас компактных камер - с присущими им разнообразными возможностями. Получаемые с помощью недорогих аппаратов изображения вполне пригодны для интернета, а компьютерные программы обработки изображений предоставляют дополнительные возможности для творчества…

Почему пейзажи? Потому что это может оказаться интереснее, чем фотографировать дни рождения и корпоративные вечеринки. Да и для репортажной съемки простенькая камера не годится, в ней как минимум нет возможности использовать соответствующую вспышку.

3

Для портретной съемки нужен объектив с фокусным расстоянием (в пересчете на 35-мм кадр) 70...100 мм, в "мыльницах" сегодня они есть, но физический размер матрицы и диаметр объектива не позволяют получать качественные портреты.

Большинство недорогих фотоаппаратов сегодня имеют объектив с трехкратным зумом, с эквивалентным фокусным расстоянием 35...110 мм. Такой, и даже больший, зум для съемки пейзажей не нужен. Чаще всего нужен широкоугольный объектив, то есть максимум 35 мм в эквиваленте, а лучше 28 мм.

Все фотографии в этой статье сделаны камерой Minolta DiMAGE E201 с эквивалентным фокусным расстоянием 35 мм.

Снимаем классические виды

При фотографировании пейзажей полезно знать несколько простых правил. Первое правило относится к так называемому золотому сечению, когда кадр делится на две неравных части (например, по высоте), при этом меньшая часть так соотносится с большей, как большая - со всем кадром.

Какая-либо важная часть изображения находится на воображаемой линии, или же занимает полностью малую или большую часть кадра. На иллюстрации линия горизонта делит кадр приблизительно в золотом сечении.

Для простоты правило золотого сечения можно переформулировать в правило одной трети. В некоторых фотоаппаратах можно даже включить в видоискателе линии, делящие кадр на 9 равных прямоугольников.

Важные для сюжета объекты рекомендуется располагать в местах пересечения линий. На следующем кадре это правило соблюдено по высоте: русалка и область "отбежавшей" перед волной воды находятся на расстоянии одной трети от верхней и соответственно нижней границы кадра.

По горизонтали это правило, казалось бы, совершенно не соблюдается, однако присмотревшись, можно понять, что солнечная дорожка на волнах занимает ровно треть ширины кадра.

241

Следующий пример, при всей своей привлекательности, тоже нарушает рекомендуемые пропорции изображения. Линия горизонта в нем расположена прямо посреди кадра. По этому поводу можно дать следующий совет: при компоновке кадра руководствуйтесь своим собственным вкусом.

242

Попробуйте снять сюжет с горизонтом на одну треть от нижней границы кадра, затем от верхней, затем посередине. А после поищите необычный ракурс, располагая по диагонали кадра горизонт, дерево или какую-то еще линию пейзажа.

Другое полезное правило - взгляд зрителя должен обегать фотографию по треугольнику и возвращаться обратно. Это значит, что на переднем плане должен быть интересный для взгляда объект, желательно не в середине ширины кадра.

Затем взгляд должен скользить по линиям пейзажа к заднему плану. Третья сторона треугольника в рисунке присутствовать не обязана, без нее даже лучше, т.к. зритель не теряется и рассматривает кадр в задуманной последовательности.

Кроме приобретения динамичности, такой снимок передает глубину изображенного пространства.

На втором примере городского пейзажа, теперь уже зимнем, взгляд зрителя отправляется к горизонту по линиям рельсов, а затем, не найдя в перспективе ничего привлекательного, переходит к зимнему солнцу и возвращается обратно для рассматривания деталей переднего плана.

245

На следующей фотографии архитектурная деталь использована в качестве рамки для изображения. Горизонт на месте (и практически не завален, о чем забывает позаботиться подавляющее большинство фотографов-любителей), стены занимают по одной трети кадра справа и слева. В центре же ничего нет - но так и было задумано. Впечатление передается именно такое, которое требуется.

246

Как найти сюжет?

 

Просто посмотреть вверх...

Соединение двух примитивных сюжетов - перспективно сходящиеся в зените стволы деревьев и висящий над головой кленовый лист - дало намного более интересный кадр, чем перспектива и лист сами по себе. В данном случае используется макросъемка - единственный способ размыть фон, снимая подобным фотоаппаратом.

247

Осенью раскраска деревьев разнообразнее, чем летом, цвет неба другой, а облака чаще растягиваются ветром.

248

Еще более холодная погода. Чтобы снять рябину, приходится поднимать камеру над головой на вытянутых руках, но все равно ягоды оказываются слишком далеко.

249

...или посмотреть под ноги

Листья рябины на этой фотографии не выложены на асфальте специально. Смысл состоит в том, чтобы найти рисунок в городской природе. Но, может быть, кто-то положил их так раньше?..

250

Снимаем архитектуру

Основной доступный нашей фотокамере вид архитектурной съемки - это отойти на требуемое расстояние и снять здание целиком с жуткими перспективными искажениями и кривыми линиями вместо прямых. Такие кадры имеются в коллекции каждого фотографа-любителя и мы их здесь приводить не станем.

Внимательный взгляд найдет практически в любом ландшафте, включающем архитектурные сооружения, интересные сюжеты. Это могут быть особенной формы лепные украшения, литые ограждения, парковая скульптура, крыши и другие детали - как, например, этот заборчик перед дверью.

Кроме цветового контраста, здесь наличествует противопоставление дерева, чугуна и кирпичной стены. Каждая часть изображения имеет свой собственный цвет и фактуру поверхности.

251

Популярным приемом является съемка предметов на фоне ярко-голубого неба, возможная в соответствующую погоду. На следующей фотографии площадь кадра, занимаемая небом, примерно соответствует половине.

В результате появляется акцент на цветовом контрасте неба, стен здания и выкрашенной в красно-коричневый цвет крыши. Линии свисающих с крыши сосулек добавляют сюжету динамичности, и обыденное городское здание напоминает средневековую башню.

252

Свет как фон

При съемке осенних листьев не просвет необходимо помнить, что выбор экспозиции обычно производится по центру кадра.

Таким образом, для получения хорошего фотоснимка приходится вначале навести объектив так, чтобы предметы на мониторе или в цифровом видоискателе приняли требуемую яркость, а затем сдвинуть камеру, захватывая в кадр интересующие нас детали, и произвести снимок.

Оптический видоискатель (в данной камере он есть) здесь не поможет.

253

На следующем кадре черный цвет находящегося в тени ствола имеет самостоятельное значение, составляя контраст белому фону, красному и зеленому цвету листьев.

Оба кадра в этом разделе сняты в режиме макросъемки, чтобы, во-первых, проработать детали листьев, и во-вторых, по возможности размыть задний план.

254

Польза кадрирования

Кадрирование - это специально выполненное уменьшение кадра после съемки. Причин тому три - это несоответствие соотношения сторон кадра задуманному, желание увеличить какой-либо объект, или же ошибки в композиции (например, вы снимаете Спасскую башню в центре кадра, а потом приходите к выводу, что ее стоило сместить в сторону).

Кадрирование выполняется при печати фотографий или при цифровой обработке оригинальных кадров. Я практически никогда не думаю о кадрировании при съемке. Редким исключением является съемка предмета типа дорожного люка или пересъемка квадратного оригинала.

Кроме этого, портрет часто плохо вписывается в соотношение сторон 2 к 3 или 3 к 4 (у большинства современных камер). В этом случае приходится держать в уме оптимальное соотношение сторон кадра и при съемке просто оставить поля, убрав их перед печатью.

Следующие два кадра приобрели более выразительный вид после кадрирования. Соотношение сторон выбиралось интуитивно, с тем, чтобы сильнее подчеркнуть основное содержание снимка.

Первый кадр снят через оконное стекло, он был вытянут по вертикали. После кадрирования центральный объект привлекает взгляд, а до того большую часть изображения вверху и внизу кадра занимали небо и темный задний план, отвлекая зрителя.

Кадрирование второго снимка позволило придать изображению уравновешенность. До этого неба на фотографии было слишком много.

256

 

Компьютерная обработка цифровых фотографий

Тонирование

Тонирование можно провести сразу в процессе фотографирования, если камера имеет режимы черно-белой съемки или сепии. Но в данном случае использовалось тонирование в графическом редакторе. Имитирование старых марок фотобумаги производится тонированием с соответствующим обесцвечиванием.

Тонирование может спасти невыразительные по цвету фотографии. Если простое применение тонирования или обесцвечивания дает малоконтрастное изображение, имеет смысл посмотреть на каналы изображения - красный или зеленый, и работать далее с наиболее выразительным слоем.

257

Фотосъемка, например, в лесу сильно зависит от освещения. В солнечный день очень сложно получить хорошие цвета на фотографиях деревьев. В густом лесу практически нет воздушной перспективы (изменения оттенка заднего плана, а также воздушной дымки на горизонте).

Даже если полученные фотографии вас разочаруют, посмотрите повнимательнее на рисунки веток, стволов и хвои - возможно, простой перевод в черно-белое изображение позволит получить интересный снимок.

258

Следующий кадр снят на фоне закатного неба, имевшего бледно-голубой оттенок. Драматичный красный цвет простым тонированием получить нельзя, для этого надо использовать другие инструменты - например, кривые, с которыми можно экспериментировать с помощью мыши.

259

Частичное тонирование

Известный дизайнерский прием - сочетание яркого цветного изображения и тонированного или черно-белого фона. Можно оставить цветными несколько предметов, как на следующей иллюстрации.

260

Обесцвечивание

Частичное обесцвечивание может превратить недостатки снимка в специальный эффект. Оригинальный кадр снят в пасмурную погоду. Выбор параметров цветности привел к тому, что верхняя часть кадра представляет собой резкий черно-белый снимок, а внизу остались сухие серо-коричневые листья. Фотография приобрела свежесть и ощущение холодного воздуха.

261

Настройка уровней

Настройка уровней, доступная в любом приличном графическом редакторе, помогает исправить ошибки экспозиции. Но иногда фотография изменяется очень сильно, и может стать даже интереснее, чем оригинальный вариант.

На иллюстрации - фотография, снятая вечером при недостатке освещения. Цвета, появившиеся при корректировке уровней, имеют мало общего с реальным цветом неба и дерева, но сами по себе они очень выразительны и живописны. К сожалению, съемка при плохом освещении дает шумное изображение.

262

Изменение цветов

В природе таких цветов, как на этой фотографии, нет. Оригинальное изображение имеет типичные весенние цвета - голубое небо и коричневато-желтая прошлогодняя трава. Сами по себе фотографии не очень интересны, но черно-белые варианты их оказались очень выразительными. А приводимая ниже иллюстрация имеет колорит, больше подходящий для живописи маслом.

263

Психоделика

Дальнейшие эксперименты с параметрами цветовых каналов могут привести к неожиданным, но вполне художественным вариантам оригинальных файлов.

264

Кривые, настройка яркости и последующее тонирование

Если изменить изначально прямой график кривых так, чтобы он напоминал синусоиду, на границах предметов появляются "негативные" линии. Этот эффект можно использовать. Впоследствии требуется настройка яркости снимка и тонирование в подходящий оттенок.

Снятый против света пейзаж волшебно изменился, а засветки от солнца имеют те же тона, что и все изображение.

265

Графика и абстракция в фотографии

Найти, в чем заключается смысл следующих трех кадров, невозможно - его там нет. Это абстрактные графические изображения. Первый кадр, тем не менее, носит некоторый юмористический оттенок.

266

Второй снимок - уравновешенная линейная и цветовая композиция, снятая с особенным вниманием к деталям предметов переднего плана.

267

Третья фотография - просто упражнение в композиции. Кадрирование изначально не предусматривалось, и целью упражнения было заполнить кадр так, чтобы не возникало желания изменить точку съемки.

268

Ночь и сумерки

В определенных условиях простой фотоаппарат без какого-либо режима ночной съемки позволяет получить довольно интересные фотографии. Однако при этом необходим штатив.

Следующий кадр снят с рук. При том что сумерки еще не закончились, и освещение отличалось от ночного, выдержка все же оказалась слишком большой, и резкость недостаточна.

269

Закатные фотографии из-за большой яркости неба по сравнению с близлежащими предметами обычно представляют собой черные силуэты на фоне разноцветного полосатого фона.

Солнце при съемке объективом простенькой камеры занимает слишком небольшую долю кадра - чтобы оно играло заметную роль в пейзаже, недостаточно даже 350-миллиметрового телеобъектива.

Разнообразить сделанные поздним вечером пейзажи можно очень просто - достаточно использовать принудительную вспышку. Вспышка высветит часть переднего плана, и фотография приобретет глубину и большее количество деталей.

270

Отражения

При съемке отражений крупным планом тонкость заключается в выборе предмета, на котором следует сфокусировать объектив. На следующем снимке резкость наведена была на отражение деревьев, и кадр получился намного интереснее, чем если бы навести резкость на плавающие листья или цепь.

Посмотрите, как силуэты осенних деревьев отражаются в чистой воде и в тонком слое воды над зелеными листьями.

271

Рябь на воде может неузнаваемо изменить картину. На следующей фотографии движущаяся вода и отражение дерева составляют контраст неподвижной траве на переднем плане.

В зависимости от направления падения световых лучей цветовая гамма снимка воды с отражением неба может очень сильно меняться. Это хорошо видно на следующих кадрах, снятых практически одновременно.

273

Изменение точки съемки привело к тому, что фотографии производят разительно отличающееся впечатление. Кроме изменений в цвете и контрастности, разные рисунки плавающих листьев меняют настроение снимка от динамичного к спокойному, уравновешенному.

Недостатки компактных камер

Ультрафиолет.

В эпоху цветной пленочной фотографии при съемке на профессиональную цветную пленку (например, на недорогую Kodak ProFoto 100) для устранения голубоватого оттенка необходимо было использовать ультрафиолетовый светофильтр.

Любительские 35-мм фотопленки можно использовать без светофильтра, но цветопередача в них искажена. В результате по сделанным в хорошую погоду снимкам можно чуть ли не с уверенностью назвать изготовителя и марку пленки.

Большинство недорогих цифровых фотоаппаратов не имеет резьбы под светофильтры и переходные кольца, поэтому при покупке камеры стоит обратить внимание на возможность использовать светофильтры - хотя бы самые дешевые ультрафиолетовые, для предохранения оптики от повреждений и снятия эффекта сильного ультрафиолетового освещения.

Следующий снимок сильно пострадал от яркого света - обратите внимание на сине-фиолетовые оттенки, присутствующие практически по всему кадру.

275

Отсутствие ручного управления параметрами съемки.

Следующая иллюстрация, так же как и предыдущий снимок, носит синий оттенок из-за яркого солнечного освещения, но в большей степени приходится сожалеть о невозможности ручной установки глубины резкости.

При том, что использовавшаяся компактная камера позволяет управлять экспозицией в целом, глубина резкости может контролироваться только наводкой на находящийся на нужном расстоянии объект. При этом 35-мм объектив дает очень большую глубину резко изображаемого пространства, и кадр теряет нужные свойства.

На этой фотографии, например, желательно было бы выделить цветок на переднем плане и размыть фон, что легко сделать, имея возможности ручной установки параметров экспозиции.

276

Существует хитрость, позволяющая получать интересные фотографии в очень солнечную погоду.

Перед объективом "мыльницы" надо поместить обычные солнечные очки. Стекла лучше выбирать коричневого оттенка. Они заменят светофильтр и придадут выразительность облакам и ярко освещенным участкам пейзажа.

Дополнение

Про рамки.

Приличную рамку для того, чтобы разместить фотографию в интернете, сделать сложно. Для этого нужно большое чувство меры и художественный вкус. Чтобы над вашими трудами по оформлению фотографий не рыдали зрители, для начала имеет смысл ограничиться простыми рамками из линий и полос двух-трех цветов.

К градиентным заливкам и витиеватым подписям рекомендуем переходить позже, ну а "квадратные выпуклые кнопки" и имитацию дерева следует применять только в очень специальных случаях.

Сложные рамки обычно неотделимы от изображения и несут существенную часть смысловой нагрузки.

Алгоритм изготовления простой рамки прост и может быть повторен в любой профессиональной программе обработки цифровых изображений, такой как GIMP или Adobe Photoshop, также Corel Photopaint и др.

Я использую GIMP из-за его бесплатности и наличия версии для Linux - для настройки цветов и изготовления рамок возможностей GIMP хватает с лихвой.

Последовательность действий при обрамлении фотографии такова. Вначале необходимо масштабировать фотографию до нужного размера, так как уменьшение фотографии вместе с рамкой испортит четкие линии.

Затем несколько раз повторить цикл рисования линии вокруг фотографии: установить нужный цвет фона; увеличить размер холста до требуемых значений по вертикали и горизонтали с одновременным центрированием; объединить слои и свести изображение, при этом по контуру фотографии будет нарисована линия цветом фона.

Общая ширина рамки зависит от того, что требуется имитировать - оформление фотографии в паспарту или тонкую рамку без полей. Неширокие поля создают впечатление вставленного в рамку отпечатка большого размера, это хороший прием для подачи пейзажных фотографий с большим количеством деталей.

Если же задумываться над цветом и шириной рамки недосуг, в нашем распоряжении остаются два известных способа оформления отпечатка: белая рамка шириной 10 пикселей, имитирующая печать на фотоувеличителе с последующей обрезкой ножом, и широкая черная рамка в 30...70 пикселей, заменяющая традиционное паспарту для художественной черно-белой фотографии.

Про коллажи

В любой из перечисленных графических программ можно делать выразительные и содержательные коллажи, не прибегая к сложным методам обтравки изображений и собственно к рисованию.

Общий принцип состоит в том, чтобы поместить составные части коллажа в разные слои, с помощью выделения по цвету или "лассо" убрать лишнее в каждом слое, а затем настроить параметры применения каждого из слоев - это может быть как банальное сложение, так и осветление, изменение цветности и т.п.

Изменение прозрачности слоев помогает добиться нужного эффекта. К отдельным слоям можно применять художественные фильтры и искажения. В качестве дополнительных элементов коллажа можно использовать надписи.

277

Этот коллаж сделан из отсканированных фотографий в Adobe Photoshop.

Вместо заключения

Если вы вышли из дома, не взяв с собой маленькую цифровую "записную книжку", то надо быть готовым к тому, что попадется минимум полдесятка миленьких городских или пригородных пейзажей.

Собственно, основное достоинство цифровой "мыльницы" заключается в компактности, при том, что снимает она все же намного лучше, чем телефон даже и с трехмегапиксельной камерой.

Не забывайте свой фотоаппарат дома - и вы сможете зафиксировать для истории, например, такой вот сюжет. Но при съемке помните о правилах композиции!

278

Если камеры в кармане все же нет - не отчаивайтесь. Зажмурьте один глаз и оцените пригодность пейзажа для фотографирования - может быть, он не столь фотогеничен, как вам кажется… Улыбка

 

Степан Бородулин

Снимаем пейзажи недорогим цифровым фотоаппаратом Снимаем пейзажи недорогим цифровым фотоаппаратом Reviewed by Симонов И on 19:36 Rating: 5

Комментариев нет:

Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:

- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта

Технологии Blogger.