Уходят великие… не стало Михаила Козакова

6d9adaee56539cca6be5859c511

«Всё время важно не потерять «энергию заблуждений», как говорил Толстой. Вот эту энергию не потерять, чтобы сам себе не стал скучен, неинтересен, и как-то достойно дожить жизнь - это главная задача», - говорил Михаил Козаков…

Великий актер и режиссер Михаил Козаков скончался после продолжительной и тяжелой болезни. Печальное известие пришло из Израиля в пятницу вечером, где Козаков лечился последние месяцы. Ему было 76 лет.

На экранах Михаил Козаков впервые появился еще студентом в 1956 году и с тех пор успел создать массу блистательных образов на сцене и в кино. Он сыграл более 60 ролей в кино, на его счету около 30 режиссерских работ.

907cc8685d3687eedf2b6374eb6028d15f492443809528

Окончив школу в Ленинграде, Козаков уехал в Москву и поступил в школу-студию МХАТ. А сразу по ее окончании, осенью 1956 года, уже сыграл Гамлета на сцене театра Маяковского. В том же году дебют в кино - в драме Михаила Рома «Убийство на улице Данте». Эта роль принесла Козакову ошеломительный успех.

n879238

Спустя пять лет на экраны вышел едва ли не первый советский научно-фантастический триллер «Человек-амфибия», где Козаков блестяще сыграл злодея Педро Зуриту. Друг за другом на экран выходят «Соломенная шляпка» с целой россыпью звезд советского кино и, конечно, «Здравствуйте я ваша тетя».

image_253275059224882219613625273957983210

Хороший актёр – плохой режиссёр. Козаков этот распространенный стереотип с легкостью опроверг. Он дебютировал как режиссёр в 1978 году, поставив фильм «Безымянная звезда», где сыграл одну из главных ролей вместе с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским. Следующая лента «Покровские ворота» и вовсе разошлась на цитаты, как и многие роли Козакова.

«В 1981 году ностальгически я вспомнил конец 50-х годов, когда была вера в социализм. После смерти Сталина, в хрущевскую оттепель была такая наивная вера в социализм с человеческим лицом, и нам казалось, что это возможно. Но Маргарита Павловна потом говорит Костику, если вы помните фильм: «А поговорим лет через двадцать пять». И вот через двадцать пять лет я снимаю картину, что эти мечты оказались иллюзорными", - говорил в одном из интервью Козаков.

image_703

Когда фильм только был снят, его появление на экране было под большим вопросом. Руководство советского телевидения обвинило Козакова в сатире на общественный строй и искажении образов советских людей. В итоге картина увидела свет лишь благодаря постановлению ЦК КПСС о кинематографе с требованием выпускать больше кинокомедий.

Михаил Козаков часто круто менял свою жизнь. В 91-м он удивил многих своих друзей и коллег, уехав в Израиль. Там Козакову фактически пришлось начинать жизнь заново. Ему, немолодому уже человеку, пришлось привыкать буквально ко всему: новому театру, климату, учить язык.

_Picture_file_path_2218

На сцене камерного театра в Тель-Авиве Козаков в роли Тригорина играл в чеховской «Чайке». Текст был на иврите, который, по собственному признанию актера, давался ему с огромным трудом. Параллельно с работой в театре Козаков вел первую русскоязычную программу на израильском телевидении.

И все-таки переезд в Израиль был мерой вынужденной, и через четыре года Козаков вернулся в Россию. Он говорил, что Израиль ему понравился. Он сам себе не понравился в Израиле.

Он много работал, снимал и снимался, играл в театре, сменил несколько сцен. Сделал восемь поэтических программ: читал Пушкина, Тютчева, Ахматову, Бродского. Читал так, как никто другой, говорили зрители. «Так, как будто служу мессу, как священник», - говорил сам Козаков.

65260605_03_Mihail_Kozakov

Последние годы Козаков часто говорил, что устал. Почти все роли, которые он хотел, сыграл, все фильмы снял, спектакли поставил. Тем не менее, продолжал работать сначала в собственной антрепризе, а одними из последних стали театрально-музыкальная композиция «Дуэт для голоса и саксофона», где он читал стихи Иосифа Бродского, под аккомпанемент Игоря Бутмана, роль Шейлока в «Венецианском купце», моноспекталь «Ниоткуда, с любовью».

«Всё время важно не потерять «энергию заблуждений», как говорил Толстой. Вот эту энергию не потерять, чтобы сам себе не стал скучен, неинтересен, и как-то достойно дожить жизнь - это главная задача», - говорил Михаил Козаков.

623PX-~1

В конце января этого года стало известно, что Михаил Козаков госпитализирован в Израиле. У него был рак легких в последней стадии. В пятницу вечером пришло сообщение, что он скончался. Дата и место похорон пока не известны, но сам Михаил Козаков всегда просил, даже если ему случится умереть вдали от России, обязательно похоронить его на родине, на московском Введенском кладбище, где покоится его отец.

 


Михаил Михайлович Козаков (р. 1934) — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, Народный артист России, руководитель театра «Русская антреприза Михаила Козакова».

Биография

Михаил Козаков родился 14 октября 1934 г. в Ленинграде, в семье писателя Михаила Эммануиловича Козакова и литературоведа Зои Александровны Никитиной.

Во время войны его вместе с другими ленинградскими детьми эвакуировали в Молотовскую область (сейчас — Пермский край). С 1941 по 1944 год он провёл в деревне Чёрное.

По окончании 222 школы (б. Петришуле) в 1952 году М. Козаков поступил в школу-студию МХАТ.

Учась на последнем курсе, дебютировал в кино, снявшись в роли Шарля Тибо в политической драме Михаила Ромма «Убийство на улице Данте» (1956).

В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского).

С Анастасией Вертинской

По окончании студии поступил на работу в Театр имени В. Маяковского, где проработал с 1956 по 1959 г. Затем играл в «Современнике» (1959—1970), во МХАТе (1971—1972), в Театре на Малой Бронной (1972—1981) и в Ленкоме (с 1986). Также, по словам Михаила Козакова он играл на сцене Саратовского ТЮЗа у Юрия Киселёва в пьесе «Обыкновенная история».

В 1967 г. был удостоен Государственной премии СССР за театральную работу. В 1983 г. получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.

В 1991 г. Козаков уехал в Израиль. В течение четырёх лет играл в камерном театре в Тель-Авиве, кроме того, создал русскую труппу (антрепризу), с которой подготовил четыре спектакля.

В 1996 г. артист вернулся в Россию и создал собственный театр под названием «Русская антреприза Михаила Козакова».

Михаил Козаков выступает с моноспектаклями, один из таких моноспектаклей — «Пушкин и о нём».

DETAIL_PICTURE_563339

Семья

Жёны:

Грета Таар, эстонка, с которой он учился в «Петришуле», художник по костюмам, брак c 1955 по 1965; дети — Екатерина (1956), филолог и Кирилл (1962), киноактер. Внучки от Екатерины – Даша и Полина. Внуки от разных жён Кирилла – Антон и Маша (общая с артистом Юрием Яковлевым).
Медея Берелашвили, грузинка из Тбилиси, брак с 1968 по 1971 — от неё дочь Манана (1969) — грузинская актриса, внучка — Тинатин.
Регина, переводчица, были женаты в течение 17 лет (с 1971 по 1988 год – осталась в Америке), детей нет.
Анна Ямпольская (1959), еврейка из Бельц, актриса и театральный продюсер, брак с 1988 по 2003, дети – Михаил (1989), Зоя (1995). Анна, вернувшись в 1996 году с Козаковым в Россию, после развода в 2003 году вновь уехала в Израиль с детьми.
Надежда Седова (1979), русская из Нижнего Новгорода, культуролог-историк. Является женой Козакова с 2006 года. 

Фильмография

Актёрские работы

1956 — Убийство на улице Данте — Шарль Тибо
1958 — Восемнадцатый год
1958 — Трудное счастье
1959 — Золотой эшелон
1960 — Вдали от Родины
1960 — Евгения Гранде — Шарль Гранде
1960 — Последние залпы — Горбачёв
1961 — Девять дней одного года
1961 — Суд сумасшедших
1961 — Человек-амфибия — Педро Зурита
1965 — Строится мост
1966 — Выстрел — Сильвио
1967 — День солнца и дождя – актер в роли Мишки-Япончика
1967 — Звёзды и солдаты
1969 — Повесть о чекисте
1970 — Два дня чудес — профессор-экзаменатор института Добрых Волшебств
1970 — Обыкновенная история
1971 — Вся королевская рать — Джек Бёрден
1971 — Гойя, или Тяжкий путь познания — Жилмард
1972 — Гроссмейстер
1973 — Детство. Отрочество. Юность
1973 — Исполняющий обязанности
1974 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса — Скрипка / Бас-гитара / Повар
1974 — Домби и сын
1974 — Записки Пиквикского клуба
1974 — Иван да Марья
1974 — Лев Гурыч Синичкин — знатное лицо Зефиров
1974 — Соломенная шляпка
1975 — Здравствуйте, я ваша тётя!
1975 — Ярослав Домбровский
1977 — Хождение по мукам — Бессонов
1978 — Безымянная звезда — Григ
1978 — Комедия ошибок
1978 — Красавец-мужчина
1979 — Дефицит на Мазаева
1980 — Государственная граница. Фильм 2-й: Мирное лето 21-го года — Феликс Эдмундович Дзержинский
1981 — Двадцатое декабря — Дзержинский
1981 — И с вами снова я
1981 — Синдикат 2
1981 — Товарищ Иннокентий
1981 — Шестой — Данилевский
1982 — Покровские ворота — Константин Ромин много лет спустя
1983 — Демидовы
1983 — Кукарача — текст за кадром
1983 — «Уникум
1984 — Герой её романа — Эраст Цыкада
1984 — Невероятное пари
1985 — Сцены из трагедии Лермонтова «Маскарад»
1986 — Воительница
1986 — Храни меня, мой талисман
1988 — Господин оформитель
1989 — А это случилось в Виши
1989 — Визит дамы
1990 — Дураки умирают по пятницам
1991 — Тень, или Может быть, всё обойдётся
1995 — Мания Жизели — Аким Волынский
1995 — Роковые яйца
1999 — Ужин в четыре руки
1999 — Чествование
2000 — 24 часа
2000 — В начале было слово — читает текст
2002 — Лавина — Лев Борисович
2002 — Игра в стиле модерн
2004 — Чудная долина
2004 — Воры и проститутки
2005 — Здравствуйте, мы — ваша крыша!
2006 — Сотворение любви / Mirajul Dragostei
2007 — Любовь-морковь — доктор Коган
2008 — Любовь-морковь 2 — доктор Коган 

Режиссёрские работы

1974 — «Ночь ошибок»
1978 — «Безымянная звезда»
1982 — «Покровские ворота»
1983 — «Если верить Лопотухину»
1985 — «Сцены из трагедии Лермонтова «Маскарад»»
1988 — «И свет во тьме светит»
1989 — «А это случилось в Виши»
1989 — «Визит дамы» — режиссёр, автор сценария.
1991 — «Тень, или Может быть, всё обойдётся»
1999 — «Ужин в четыре руки»
1999 — «Чествование»
2004 — «Медная бабушка»
2006 — «Очарование зла»

Сценарные работы

1985 — «Сцены из трагедии Лермонтова «Маскарад»»
1988 — «И свет во тьме светит»
1989 — «А это случилось в Виши»
1989 — «Визит дамы»
1991 — «Тень, или Может быть, всё обойдётся»
1999 — «Ужин в четыре руки»

Озвучание

1979 — «Д’Артаньян и три мушкетёра» (х/ф) — кардинал Ришелье
1985 — «Привет мартышке» (м/ф)
2007 — «Рататуй» (м/ф) – Антуан Эго

Награды

Лауреат Царскосельской художественной премии (1997 Лауреат двух премий ТЭФИ)
Похожие материалы:

Комментариев нет: