Когда-то, когда Apple занималась в основном производством компьютеров, люди сравнивали ее с BMW. Так происходило, потому что Apple производила дорогие, качественно разработанные продукты для ниши рынка, в которой было много осознающих дизайн покупателей, которые при этом были восторженными – не фанатичными – евангелистами бренда…
Компания воспринималась инновационной и необычной, но не была частью отраслевого мейнстрима, в котором доминировала Microsoft и компании, производящие ПК, работающие под управлением Windows. Такое восприятие Apple хорошо было описано Джеком Трэмиелем (Jack Tramiel), руководителем Commodore, когда Стив Джобс показал ему Macintosh. «Очень мило, Стив», пророкотал Трэмиель. «Думаю, ты сможешь продавать их в бутиках».
Это было очень давно. Теперь же, с рыночной капитализацией в размере более 331 млрд. долл., Apple является второй по стоимости компанией в мире – больше, чем Microsoft (220 млрд. долл.), Oracle (167 млрд. долл.) или Google (196 млрд. долл.).
Причудливая маленькая компьютерная компания выросла в гиганта. Но вовсе не в Большого Добродушного гиганта, как недавно обнаружили издатели журналов, а представители музыкальной и софтверной отрасли с ним познакомились уже какое-то время назад. Нынче Apple контролирует вершины онлайн-продаж контента, и, похоже, что с рынком мобильных телефонов произойдет то же самое. И на данный момент, похоже, что никто толком не понимает, как это остановить.
Каждый год журнал Fortune опрашивает руководителей компаний в США касательно их мнения о конкурентах. Недавно были опубликованы результаты за 2011 год, и они показывают, что Apple является вызывающей наибольший восторг компанией в США. Вот уже шестой год подряд за ней сохраняется это звание.
Причины очевидны. С продуктовой точки зрения, Apple создает красиво разработанные, высоко функциональные и дружелюбные по отношению к пользователю устройства, которые радуют покупателей и одновременно приносят компании высокую маржу; ее корпоративная культура позволяет надежно выпускать эти продукты в указанные даты; она значительно более инновационна, чем любой из ее конкурентов, и она владеет уникальными навыками по выпуску аппаратной и программной части.
В стратегическом плане компания демонстрирует глубокое понимание технологии и проницательную оценку потенциальных устройств и услуг для людей, которые готовы заплатить более высокую цену. Большинство руководителей компаний готовы на многое, лишь бы у их компании была хотя бы четверть этих компетенций. А у Apple они, похоже, есть все.
Ее текущее доминирование строится на трех больших идеях. Первая заключается в том, что дизайн имеет значение. И это нечто, что не отдашь консультантам на аутсорс – что делает большинство компаний – и дизайн точно также имеет отношение к простоте в использовании, как и к эстетике.
Вторая идея заключалась в том, что водоворот незаконной загрузки музыки, вызванной Napster, не мог продолжаться бесконечно, и что первая компания, которая предоставит простой способ законной покупки музыки (а позже – и других видов контента) в онлайне, наведет порядок.
И третье – и наиболее важное – это видение того, что мобильные телефоны на самом деле просто портативные компьютеры, которые могут звонить, на самом деле их «компьютерность» является основной частью.
Большинство комментариев СМИ об Apple относит все эти вещи к Стиву Джобсу, харизматическому со-основателю компании, базируясь на том, что ренессанс Apple начался после его возвращения в компанию в 1996 году.
Это может быть и так, однако, маловероятно, что такое основательное корпоративное возрождение может быть результатом работы одного человека, неважно, насколько харизматичным. Что более вероятно – это то, что корпоративная культура Apple приняла некоторые из черт личности своего руководителя, примерно как Microsoft когда-то была корпоративным продолжением Билла Гейтса, вместе со всеми прилагающийся агрессивностью и движением.
Каким бы ни было объяснение, факт тот, что у Apple сейчас есть доминирующее положение в нескольких ключевых бизнесах (дистрибуция контента и мобильные вычисления), и компания существенно влияет на индустрию мобильных телефонов.
В частности, ее iTunes Store дает ей контроль над вратами, через которые проходят миллиарды платных музыкальных произведений и альбомов, видео контента и приложений, доступных миллионам покупателей по всему миру. Компания получает комиссию со всего, что проходит через эти врата. И каждое мобильное устройство, которое продает Apple, может быть активировано только привязкой к этим вратам.
Это дает Apple небывалую силу. Многие другие организации предлагают платные загрузки, но ни у одной из них нет данных о кредитных картах такого количества пользователей интернета, привыкших платить за товары в онлайне. Это одна из причин, по которой владельцы печатных журналов так воодушевились, когда появился iPad.
Наконец-то возник способ заставить людей платить за онлайн-контент: просто выложить его в iTunes и позволить Apple собирать деньги. Конечно, было мучительно осознавать, что Apple забирает 30%, но, по крайней мере, это бы положило конец всей этой паразитической халяве, которая распространилась по сети. Таким образом, веб-сеть умерла: издание журналов в виде приложений для iPad стало делом будущего.
Затем Apple внезапно изменила правила, поставив условия, что любой издатель, продающий цифровую подписку на сайте, должен также предложить ту же подписку и внутри приложения, с которой Apple получит 30%. Издатели были разъярены этим фактом, но никак не могли повлиять на это. Если они хотят вести дела в iTunes Store, их надо вести по условиям Apple.
По сути, это был лишь пример того, как Большой Недружественный Гигант поигрывает своими мышцами, но это может стать предвестником и других событий.
Умберто Эко однажды написал рассказ о том, что Apple Mac являлся католическим устройством, в то время IBM PC был устройством-протестантом. Его объяснение заключалось в том, что, как и католическая церковь, Apple предлагала гарантированный путь к спасению – Путь Apple – при условии, что пользователь избирал и придерживался его. На пользователей PC же, с другой стороны, ложилась их личная ответственность за прокладку собственного пути в рай.
Метафора Эко относится с местью к новому поколению iУстройств Apple, которые являются строго управляемыми устройствами. Вам может казаться, что вы владеете своим любимым, блестящим новым iPad или iPhone, но на самом деле невидимая виртуальная струна соединяет его с главным офисом Apple в Купертино.
Вы не можете установить ничего из того, что не получило предварительно утверждения Джобса и его подчиненных. И если вы достаточно глупы, чтобы нарушить правила и искать свой собственный путь к спасению, при следующей попытке синхронизации устройства с iTunes вы можете обнаружить, что оно превратилось в дорогое и красивое пресс-папье. Если это не власть, то я не знаю, что такое власть.
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта