Таинственная утопическая страна… (часть 2)

1187016811_0249.430x287

Продолжение статьи о Северной Корее.

Первая часть находится тут

Сегодня я расскажу о посещении музея подарков двум Кимам. У каждого Великого есть свой "домик", где все они выставлены на обозрение. У старшего 222 тысячи подарков, а у младшего пока что чуть больше 50. При входе в каждый музей есть электронное табло с количеством подношений. Видимо, чтобы таблички с цифрами не переделывать.

Подарки разные: от истинных шедевров и произведений искусства до откровенного ширпотреба. Вообще, все это очень сильно напоминает музей Поля Чудес.

Северная Корея. День второй. Музей подарков.

Выехали мы рано утром, в 3 часа утра по Московскому времени. Гид обещала живописную дорогу с цветами на обочине. На самом деле ехать было скучно: дорога построена таким образом, чтобы туристы ничего случайно не увидели:

clip_image001

Перед музеем подарков мы заехали в буддистский храм:

clip_image002

Буддизм – официальная религия Северной Кореи. Но верующих мы нигде не видели, а этот храм – единственное напоминание о религии. Вместо Будды корейцы поклоняются Ким Ир Сену и его наместнику на земле Ким Чен Иру, в прямом смысле обожествляя их.

Все эти гигантские памятники и монументальные сооружения не что иное как храмы Кимов. Не даром в каждом из них наши гиды заставляли нас отвешивать поклоны портретам КИСа. На входе в буддистский храм нас впервые встретила скульптура НЕ Ким Ир Сена:

clip_image003

Позже к нам на встречу вышел дежурный монах. Гид рассказала, что в этом храме живет целых 20 монахов, но все они прячутся от туристов в горах. Этот же был немногословен:

clip_image004

Здесь же находится знаменитый по отчетам предыдущих туристов куст, подстриженный в виде Кореи:

clip_image005

На выходе мы увидели знаменитый колокол, являющийся одним из символов Кореи:

clip_image006

От храма до музея подарков, официально именуемого "Выставкой дружбы между народами", было всего 5 минут на машине. Мы припарковались и стали ждать нашего экскурсовода. Одним в этом месте передвигаться нельзя. Как я уже и писал, у каждого Кима – свое здание.

Снаружи оно кажется небольшим, но в действительности, это только фасад. Сам музей уходит глубоко под скалу и заодно является отличным бомбоубежищем. Внутри нас провели по одному из коридоров длиной 400 метров! Входные двери весят 5 тонн, открываются кнопкой и охраняются автоматчиками с серебряными калашами:

clip_image007

Начали осмотр мы с музея Великого Вождя товарища Ким Ир Сена. Хоть оно и выглядит как старинное деревянное здание, построено оно было в 1978 году из бетона, и в нем нет ни одного окна:

clip_image008

На входе у нас отобрали все, включая фотоаппараты, поэтому фоток не будет. На ноги нас заставили надеть матерчатые бахилы. Они смягчают цоканье обуви по мраморному полу. Даже автоматчики и гиды внутри здания ходят в таких бахилах. Выглядит это очень комично:

clip_image009

Музей Ким Чен Ира был скромнее, но тоже напоминал неприступную крепость:

clip_image010

В этом музее можно проследить эволюцию телевизоров Samsung и LG. Похоже, они ему дарят по новому телеку каждый год. Еще порадовали подарки от директора южнокорейской мебельной фабрики.

Целых 3 огромных зала заставлены его спальными гарнитурами и кухонными столами. Все гиды в музеях в Северной Корее носят национальные костюмы, и их всегда легко заметить в толпе:

clip_image011

Сначала мы попали в центральный зал, где собраны истинные шедевры, подаренные обоим Кимам. Сразу вспомнилась пушкинская сказка про царя Салтана, который собирал всякую невидаль заморскую. Ким Ир Сен – самый настоящий Царь Салтан.

В подтверждение этого его огромная скульптура стоит в центре зала и осматривает свои сокровища: от двустороннего шелка и пятитонной нефритовой глыбы до искуснейших работ восточных мастеров. Среди этого великолепия, подаренный Путиным Ким Чен Иру мельхиоровый кувшин с 6 рюмками, смотрится сиротливо.

Нас в основном интересовали подарки, подаренные нашими соотечественниками, и нас привели в зал подарков Советского Союза. Все подарки безличностно подписаны: "От директора завода елочных игрушек" или "От руководителя ансамбля песни и пляски".

Однако, мы видели подаренный гжелевый поднос, на котором сверху прямо гуашью было написано: "От семей Ивановых, Сидоровых, Петровых и Алексеевых". Видимо, сами дарители решили себя представить, а табличка гласила: "От граждан СССР".

Наши подарки занимают 3 больших зала. В основном это чайные сервизы, книги, картины, которые даже в огородной подсобке страшно повесить, и самовары. Широко представлены подарки от руководителей нашей страны и, как ни странно, много подарков от Черненко .

Есть отдельный зал с бронированными автомобилями. Их здесь 6 штук, включая ЗИС-115 от Сталина с 8-сантиметровыми стеклами, авто от Маленкова и от Булгаринного, мерседесы и другие машины. Интересно, если внешних врагов в страну не пускают из-за железного занавеса, а внутреннее население тебя должно обожать, то от кого обороняться? Кого бояться?

Напоследок, мы посмотрели 2 бронированных железнодорожных вагона, подаренные Сталиным и Мао соответственно. Гид сказала, что их затащили внутрь во время строительства здания. На 6-ом этаже музея есть терраса, на которой можно выпить чаю и полюбоваться видами Алмазных гор:

clip_image012

И послушать перезвон колокольчиков:

clip_image013

clip_image014

Обед у нас был в соседней гостинице. Пользуясь случаем, расскажу о северокорейской кухне и нашем питании. Кормили нас все время на убой. Голодным из-за стола я никогда не вставал и это при том, что ел я далеко не все. Меню нет, и приносят уже приготовленные блюда.

Основным национальным блюдом является корейская капуста "Кимчхи". Существует более 60 способов ее приготовления. Практически все блюда очень острые. Особенно понравился жаренный папоротник. Каждый турист имеет право на бесплатную бутылку местного пива к вашему столу.

По корейским традициям нельзя наливать алкоголь самому. Видимо, так заведено, чтобы корейцы не спивались в одиночестве. Национальный напиток – тридцатиградусная водка Соджо, которую они чередуют с пивом. В отличии от Китая, палочки в Корее не деревянные, а металлические. Из-за этого есть ими сложнее.

clip_image015

Мы ни разу не видели ресторан Итальянской или французской кухни. Везде только корейская еда. Наши гиды и водитель всегда ели вместе с нами, что доставляло определенный дискомфорт. Местные же едят не так разнообразно, как туристы. В основном, утром, в обед и вечером они едят одну и ту же еду – рис.

В Северной Корее 84% территории занято горами. Земли, пригодной для земледелия, очень мало. Вспахан и засеян каждый квадратный метр. Даже в Пхеньянских парках, подальше от центра, можно увидеть рисовые поля. Основные выращиваемые культуры — это рис, пшеница и кукуруза.

Пшеницу собирают в мае и на ее месте высаживают кукурузу, собирая урожай дважды в год. У подножья рисовые поля, а сама гора распахана ступеньками, и на ней выращивают кукурузу:

clip_image016

clip_image017

Недалеко от музея подарков есть пещера Ренмун, знаменитая своими живыми сталактитами и сталагмитами. Мы спускались на глубину 80 метров. Спуск очень комфортный – в горах специально прогрызен плавный туннель к сталактитам.

Дело в том, что до ее постройки здесь побывал товарищ Ким Чен Ир и ему было неудобно спускаться по крутой природной тропинке. Местные трудящиеся таким образом подготовились к следующему его приезду. Нас сопровождала гид в спортивном костюме Адидас и с тусклым фонариком. Внутри пещеры освещены, но электричество часто отрубают и фонарь оказался не лишним:

clip_image018

clip_image019

clip_image020

На самом дне пещеры есть небольшое озерцо с капающей в него водой, которую Гиды назвали "огромным водопадом".

clip_image021

Северная Корея. День 3. Мавзолей Ким Ир Сена

Мавзолей Ким Ир Сена – один из 5, существующих в мире мавзолеев. Остальные 4 — в Москве, Ханое, Тегеране и Пекине. Раньше это была резиденция Ким Ир Сена, которая часто использовалась как дворец Съездов. После смерти Великого Вождя этот огромный комплекс был переоборудован в его Мавзолей.

Иностранцы могут посещать мавзолей только по четвергам и воскресеньям, и это единственное место, где существует дресскод: нас попросили одеться в самую лучшую, строгую и неяркую одежду. Шорты и шлепанцы запрещены. Простите мне мой цинизм, но самое сложное, при посещении мавзолея – это не заржать ...

clip_image022

Нас всех построили в колонну по 4 человека и после сверки со списками пустили внутрь. Дорога к храму мавзолею укрыта бетонными перекрытиями. По левую сторону выстроились корейские трудящиеся, а мы проходили справа и без очереди. Все были нарядно одеты и стояли со скорбными лицами.

clip_image023

Длина этого туннеля – около полкилометра. В нем установлены плоские эскалаторы, как во многих аэропортах, но ходить по ним нельзя. Надо стоять и скорбно ехать. Мы приехали в гардероб, где у меня забрали все, включая солнечные очки. Поэтому дальше попробую передать увиденное и услышанное без фотографий.

clip_image024

Дорога от гардероба до тела Великого Вождя товарища Ким Ир Сена заняла еще метров 500. За это время нас просветили рентгеном, тщательно ощупали и прогнали через аэродинамическую трубу со специальным раствором, убивающим всех микробов. Мы дважды проехали на лифте и посетили несколько залов.

Все здание изнутри облицовано мрамором. Потолки высокие, а залы пустые. Один из них был с сидящей статуей вождя и приятной фоновой подсветкой. Гид нас проинструктировала, что нужно подойти к статуе со скорбным видом и постоять 30 секунд, выказывая ему уважение. Так делали все четвёрки иностранцев. Кланяться здесь было необязательно.

В следующем зале нам выдали маленькие МП3 плееры Sony с громкоговорителями. Мы медленно обошли по периметру зал, на стенах которого были барельефы плачущих людей. В основном это были корейцы, но на одной фреске возвышался скорбный поляк, прижимавший стоящего на коленях и рыдающего негра.

При этом диктор траурно-загробным голосом выдавал такие фразы: "Казалось земной шар потерял свой вес под тяжестью потери величайшего человека на земле", "Во всех странах и на всех континентах все прогрессивное человечество оплакивало величайшего борца с эксплуататорами трудового народа" и "Весь корейский народ плакал кровавыми слезами, которые превратились в алое знамя". Только пристальные взгляды стоящих в углах зала автоматчиков сдерживали меня от смеха.

Сама мумия лежит посередине большого зала. Ее нужно обходить вокруг и кланяться с трех сторон, кроме головы. Перед нами шла официальная делегация из Непала. После поклона они еще выбрасывали согнутую правую руку с зажатым кулаком вверх: "Но Пасаран!" После их первого жеста наша гид испуганно посмотрела по сторонам и сказала, что нам нужно только кланяться.

kimsusanskiy-memorialniy-dvorets-mavzoley-kim-ir-sena_61681

Перед выходом нас завели в зал с наградами Ким Ир Сена. Он, как и Брежнев, любил себя награждать. Есть и Российский стенд. Особенно удивила огромная звезда, подаренная в 2006-ом году (название ордена забыл), а также статуэтка ангела с крыльями. Табличка поясняла, что это копия памятника, установленного в честь Ким Ир Сена. Интересно, где мы его установили?

Ким Ир Сен умер в 94-ом году. Обычно траур по усопшему в Корее длится 3 дня. Но в этом случае его продлили до 3-х лет. Хотя власть сразу перешла в руки Ким Чен Ира, все это время страна официально жила без главы государства. Лишь в 1998 году народу объявили об избрании Ким Чен Ира на пост председателя Комитета Обороны КНДР и его переименовали из "Любимого Руководителя" в "Великого Руководителя" и "Великого Полководца". Отец же его получил титул "Вечный президент".

После смерти отца Ким Чен Ир вввел в стране "военно-ориентированную политику". Это означает, что все средства идут в первую очередь на нужды армии, а затем уже всем остальным трудящимся.

clip_image025

Наконец-то нас выпустили во двор и вернули фотоаппарат. На площади перед Мавзолеем все желающие могли сфотографироваться на его фоне. Для фотографирования трудовых коллективов были установлены специальные ступеньки и работал фотограф. Сначала трудящиеся залезали на ступеньки как им нравится, а потом он начинал их "строить":

clip_image026

На этом посещение Мавзолея для нас было окончено. Далее нам предстояли 4 часа дороги через всю страну к портовому городу Вонсан, расположенному на восточном побережье на берегу Японского моря. Кстати, в Северной Корее это море называют Восточным, а Желтое море, омывающее страну недалеко от Пхеньяна, называют Западным.

На выезде из Пхеньяна мы обогнали колонну марафонцев:

clip_image027

Дорога, ведущая от Пхеньяна к Вонсану, название которого переводится как "окружается горами", не заасфальтирована. Бетонные плиты подогнаны друг к другу не четко и наш водитель постоянно выискивал полосу поровнее. Однако даже это не спасло наш японский автомобиль. Через 2 часа пути у нас что-то предательски хрустнуло сзади. Осмотр показал, что движение дальше будет затруднено. Обратите внимание на левое колесо:

clip_image028

Наш Товарищ Пак высадил нас на дороге, а сам поехал в соседнюю деревню заваривать лопнувший рычаг. Мы на 4 часа остались одни на дороге посередине Северной Кореи – там,где мы быть совсем не должны. Наши гиды здорово опечалились поломкой, а я радовался как дитя: "Ура! Свобода! Меня выпустили из автобуса!"

В Корее все ломается. Во время поездки мы видели бессчетное количество сломанных автомобилей, мотоциклов и даже велосипедов.

clip_image029

clip_image030

По нашей дороге, соединяющей запад и восток страны, машины ездили с периодичностью раз в 10 минут – машин в Корее вообще не очень много. В основном это были грузовики с дровами и людьми. Отдельного внимания заслуживают грузовики на дровах.

В кузове такого газогенераторного автомобиля установлена бочка, куда закидываются обыкновенные дрова. Такие грузовики было строжайше запрещено фотографировать. Едут они со скоростью километров 20-30 в час, но гораздо чаще мы их видели обездвиженными и с открытым капотом:

clip_image031

clip_image032

Ширина бетонки – 4 полосы. Видимо, чтобы колонна из 4-х танков могла быстро передвигаться по стране. Вдоль большинства дорог высажены цветочки. По дороге ползает куча разной живности:

clip_image033

clip_image034

Через 10 минут к нам подкатили синие мундиры и отозвали нашего гида в сторонку для разговора. Бдительные граждане донесли, что по дороге идут иностранцы и все фотографируют. Мне приказали зачехлить фотоаппарат:

clip_image035

Еще через пару часов ожидания наш старший гид, товарищ Ёнг Сук, ушла в соседнюю деревню звонить в офис и докладывать о ситуации. Мы остались наедине со стажеркой Ким Ми Ханг:

clip_image036

Она чувствовала, что виновата перед нами из-за поломки машины, и нам удалось вызвать ее на откровенный разговор. Мы говорили об армии, партии, музыке и сексе. Попробую систематизировать полученные знания:

Мужчины служат в армии 6 лет. Для них служба обязательна. Призывной возраст – 16 лет. Если Вы учитесь в институте, то можете отслужить в армии после его окончания. Женщины могут служить в армии по желанию, но это дает преимущества более раннего вступления в Трудовую Партию Кореи. Они служат 4 года.

Все хотят вступить в Партию и все вступают. Обычно, мужчины вступают в 25 лет, а женщины, чуть раньше.

1817

Все Корейцы носят значок с Ким Ир Сеном на груди. Они отличаются по форме и размеру, но связанно это не с социальной принадлежностью человека, а с годом, когда он этот значок получил. Значок не носят на униформе или рабочей одежде, поэтому его нет, например, у официанток.

Значок носят рядом с сердцем, чтобы выразить свою любовь и уважение к Великому Вождю товарищу Ким Ир Сену. Его аккуратно перекалывают с одной одежды на другую. Я читал о случае, когда на сгоревшей фабрике нашли все трупы с руками, прижатыми к сердцу – корейцы до последнего оберегали облик Вождя. Хотя может это и журналистские выдумки.

Преступности в стране нет. Никто не ворует. Взяток не берут. Проституции нет. СПИДа нет. Нет голубых, лесбиянок и наркоманов.

0_3b9d8_4f8d7908_XL

Женятся обычно после 25 лет. Сексом можно заниматься только после свадьбы. Супружеских измен не бывает вообще. Нашей собеседнице был 21 год и она ни разу в жизни еще не целовалась! Более того, очень засмущалась, когда разговор зашел об этом: "Серёза, сто Вы такое говорите?".

На сколько я ее понял, корейцы очень стесняются разговоров о сексе и любви. Страсть можно испытывать только к своему Великому Руководителю или Великому Вождю. Разводов практически нет.

Деревенские жители не могут самостоятельно приехать в Пхеньян. Для этого нужен специальный пропуск, который получить очень непросто. Они могут это сделать только в составе коллективной делегации. Передвижение граждан по стране ограничено.

1230215877_north_korea06

У городских 6-дневная рабочая неделя и выходной только в воскресенье. Селяне работают 10 дней подряд и 1 день отдыхают. Колхозники работают в 3 смены. От себя добавлю, что несколько раз мы видели автоматчиков, наблюдающих за работой "колхозников", но спрашивать о них не решились.

В единственный выходной мужчины много пьют, мешая пиво с соджо (местная слабая водка).

Практически все мужчины курят, а женщинам курить запрещено. Курить можно везде, даже в ресторанах.

Трудящиеся не знают, где находится резиденция Ким Чен Ира. Не знают, где он работает. По крайней мере, дороги для него не перекрывают и по улицам он не ездит. Они ничего не знают о его семье. Не знают есть ли у него жена и дети.

e5cd6dc983e3d8b40371f99f7a0_prev

Во всех домах и квартирах обязательно висят портреты КИС и КЧИ.

78de026fccb5557db00356b851f

Городские девушки ходят с зонтиками от солнца, опасаясь загореть. У них в моде белая кожа, и они не хотят быть похожими на смуглых и обветренных селян. Отношение к селянам у городских очень пренебрежительное.

Музыка в Корее есть только своя – патриотическая. Она никогда не слышала о Битлз, Мадонне или Киркорове. Знают и часто поют русские песни прошлых лет, типа Катюши и Подмосковных Вечеров. Вообще, нация поющая.

Часто поют в дороге с коллективом. Позже в машине я дал ей послушать свой iPod c Beatles, Smokie и Queen. Она послушала немного, а потом отдала на проверку товарищу Ёнг Сук. Та слушала дольше, но тоже в итоге отдала и сказала, что не нравится.

1187016811_0900.430x299

В свою очередь она мне задавала интересующие ее вопросы: "Сереза, Вы русских женщин любите? В России можно жениться на двух женщинах одновременно? Есть ли у Вас дача? Какая мода в России? Вы живете в центре? Сколько у Вас автомобилей? Какая средняя зарплата в вашей фирме?".

У меня в ноутбуке есть очень много фотографий из моих путешествий. Так как меня все время подозревали в том, что я журналист, то я предложил им посмотреть фотки из других путешествий, чтобы они убедились, что они красивые и нет чернухи.

После этого они обе еще несколько раз просили меня показать фотографии из разных стран. Особенно их интересовал Нью Йорк и Сеул. Так же большой популярностью пользовались мои фотки болельщиц с Евро2008 – они видели на них живых людей в непринужденной обстановке. Я старался не комментировать фотографии.

Я не люблю долго сидеть на одном месте и постоянно прогуливался вдоль дороги. Она выразила свою обеспокоенность моим состоянием: "Серёза, моё сердце очень взволнованно за Вас".

1187016811_0190.430x315

Под конец я спросил, любит ли она своего Великого Руководителя. Она стала очень серьезной, вся изменилась и очень торжественно сказала, что "конечно, да". Чувствовалось, что она говорит очень искренне.

В это время наконец-то подкатил наш микроавтобус с товарищем Ёнг Сук и товарищем Паком за рулем. Рычаг заварили, и можно было ехать дальше. Наша вынужденная остановка продлилась 4 часа ...

На обед мы приехали в 5 часов вечера в небольшую столовку. При входе мы увидели трудящихся, которые что-то репетировали. Наш гид объяснила, что 20 лет назад, 2-го октября, здесь проезжал Великий Руководитель товарищ Ким Чен Ир и остановился в этой столовке. Теперь каждый год 2-го октября здесь праздник, и люди готовятся к конкурсу самодеятельности.

clip_image037

clip_image038

В каждом населенном пункте, где есть больше 5 домов, установлена стела с надписью: "Великий Вождь Товарищ Ким Ир Сен вечно живет с нами", для напоминания:

clip_image039

Так же во многих местах стоят "указания" Великого Вождя и Великого Руководителя. Это выгравированные в камне его речи, которые они произносили на данном месте. Иногда добавляются указания жены Ким Ир Сена:

clip_image040

Кроме указаний и стелы очень часто встречается большой портрет улыбающегося Ким Ир Сена:

clip_image041

Когда мы отъезжали от столовки, солнце уже садилось за горы. По плану нам предстояло сделать еще несколько остановок, но из-за поломки автомобиля мы успели заскочить только к водопаду Улим.

clip_image042

clip_image043

В гостиницу уровня 3* "Тонмен" мы прибыли уже затемно. Это фотографии, сделанные следующим утром:

clip_image044

clip_image045

Так как день был сложный, то мы решили выпить с гидами. Я спустился в магазин на первом этаже гостиницы. Среди местного алкоголя на витрине стояло 2 бутылки виски Балантайнз – полулитровая и литровая. Я спросил: "Сколько стоит маленькая?" – больше нам было не выпить.
— 20 Евро, — ответила продавщица.
— Беру.
Продавщица дала мне литровую бутылку. Я запротестовал и сказал, что мне нужна поллитровка. Она удивилась: "Почему? Они ведь одинаково стоят". Вот вам и преимущества социализма ...

Продолжение следует....

Еще по теме:

Северная Корея — заповедник непуганых коммунистов
Таинственная утопическая страна… (часть 2) Таинственная утопическая страна… (часть 2) Reviewed by Симонов И on 15:18 Rating: 5